Захотят ли украинцы покаяться за содеянное

Захотят ли украинцы покаяться за содеянное

Не в Донбассе
 
 

«В 2001 году отмечали 60-летие погрома в Киселеве. Тогда были живы еще две женщины и мужчина – свидетели произошедшего. Они видели, например, как один человек из толпы, убивавшей евреев, схватил маленького ребенка за ноги и ударил его головой о колесо телеги…»

Тогда, в 2001 году, на месте трагедии установили подобие обелиска, который потом сломали. Теперь мемориал отстроен заново. Его торжественное открытие состоялось накануне Рош ха-Шана, с которого начинается отсчет дней покаяния или «грозных дней». И в этом Илья Хочь, директор Черновицкого областного благотворительного фонда «Хесед Шушана» и председатель городской еврейской общины «Мириам», видит определенный символизм.

— То, что произошло в Киселеве – одна из самых черных страниц Отечественной войны на территории Украины, — сказал Хочь. — Причем первых страниц, потому что случилось это в июле 1941 года, когда советские войска уже оставили эту территорию, а румыны с немцами ее еще не оккупировали.

И тогда местный поп, ударив в колокол, поднял весь черносотенный сброд. Всех евреев, жителей Киселева — свыше ста пятидесяти человек — согнали к небольшому болотцу. Там всех — стариков, детей, женщин — забили палками. А кого не удалось убить палками, расстреляли из обрезов.

Одну малышку, которой тогда исполнилось всего три-четыре месяца, чудом удалось спасти. Ее завернули в ветошь и передали кому-то, кто сберег. Эту девочку звали Алти Радал. Сейчас ей за восемьдесят, она доктор исторических наук, а ее мужу Берлу Ладару восемьдесят пять лет, они живут в Канаде. Супруги учредили общественную организацию «Украинско-еврейские встречи».

Для Алти Радал это — долг памяти перед погибшими. Она несколько лет работала в архивах министерства обороны СССР и совершила невероятное: установила имена и фамилии практически всех, кого убили в Киселеве!

— В 2001 году, когда вы познакомились с семьей Радал, исполнилось ровно 60 лет с момента убийства киселевских евреев…

— Да, и тогда же там был установлен обелиск. Тогда на митинге я сказал, что кара Господня настигнет всех и каждого, несмотря на расстояние во многие годы — когда-то за все придется отвечать. И поверьте, в Киселеве хорошо поняли, о чем я говорю: ведь это село в Кицманском районе Черновицкой области, как и соседнее село Боривцы, которое тоже отличилось по отношению к евреям, в 1986 году накрыла радиоактивная туча, пришедшая со стороны Чернобыля. И здесь выпал радиоактивный дождь… Хотя Чернобыль находится на изрядном расстоянии, уровень радиации в этих двух селах был таким же, как в самой Чернобыльской зоне.

— А почему пришлось устанавливать новый обелиск?

— Старый сломали, разбили, поэтому Алти Радал попросила меня заняться обновлением мемориала. Мы отреставрировали его, сделали надписи на украинском, английском и иврите. Жаль только, что очевидцев тех событий уже нет в живых.

У меня есть знакомые родом из этих мест, или их родственники там живут. И вот они все время меня спрашивают, почему, собственно, они должны каяться за то, что произошло так давно? Я им отвечают, что периодически к нам приезжают делегации из Германии, которые искренне каются за содеянное их родителями, дедами… Но для украинцев это – проблема. Причем сложная.

А почему пришлось устанавливать новый обелиск? То же самое, кстати, происходит и с румынами, которые так и не покаялись за Катастрофу, хотя на территории, которую контролировала Румыния, погибло 600 тысяч евреев — то есть десять процентов от шести миллионов убитых! Более того: когда мы открывали мемориал в Черновцах, румынский генконсул, доктор наук, побоялась прийти на митинг! Потом она мне объяснила, что не смогла участвовать в этой акции из-за ситуации в самой Румынии…

— Но в Киселеве были и другие примеры – когда евреев спасали, укрывали?

— Весь ужас в том, что жители Киселева убивали своих же соседей, с которыми жили бок о бок многие годы. Это какое-то помрачение сознания! Более того, часть националистически настроенных людей влились в состав Буковинского куреня (полувоенное формирование ОУН – прим. «Детали»), который затем отправился в Бабий Яр.

Но есть другой, не менее поражающий воображение пример: в селе Испас Вижницкого района мы в свое время поставили памятник Праведникам народов мира. Почему? Потому что примерно в то же время, когда курень шел к Бабьему Яру, он подошел и к Испасу, но здесь навстречу бандитам вышли сельский голова и священник, и отказались впустить их в село, где примерно шестнадцать дворов принадлежало евреям! Заступничество этих двух людей спасло от неминуемой гибели еврейские семьи.

источник

Поделиться
 
    
 
 
 
Туда