Рассказ ведется от 1-го лица.

МЫ ВЕЗЕМ В СТОКГОЛЬМ КОТА

С «русским шведом» Русланом меня свел хороший знакомый, добывающий деньги из интернета.

Когда американцы отключили Россию от какой-то очередной интернет -платформы, знакомый решил поработать не из Турции и Грузии, куда рванули братья по компьютерному разуму, а из Стокгольма. Дело пошло.

Единственное, чего не хватало для полного комфорта, это оставленного в России рыжего кота.

Недолгие поиски в шведском интернете и вывели на Руслана. Бывший российский дальнобойщик уже лет двадцать живет в Швеции и челночит между Стокгольмом и Питером на собственном минивэне.

И вскоре ошалелый котяра уже таращил глаза в шведской столице — переброска через две границы (популярный паром из Питера в Стокгольм сейчас не ходит, так что путь из России в Швецию лежит через Финляндию) обошлась его хозяину в 250 евро, гораздо дешевле, чем было бы съездить за котом самому.

— Обратные рейсы — это всю дорогу то порожняк, то ностальгия, — усмехается Руслан. — Коты, конечно, не каждый день. А так в основном, заказы от пожилых людей, выходцев из России. Просят привезти таблетки, микстуры и мази, которые помнят с советских времен, считают, что они помогают лучше всякого «Байера». Еще заказывают гречку, семечки, зефир, конфеты, которые со времен СССР выпускаются. Раньше водку часто заказывали, но сейчас шведы и финны запретили ввозить к себе напитки крепче 22 градусов.


В общем обратный рейс — это не про бизнес.

Другое дело — грузы из Швеции и Финляндии в Россию, они и дают основной заработок.

Кстати, небольшой по тамошним меркам — хорошо, если тысячи две евро выходит в месяц.

— Швеция довольно дорогая страна, но люди просят привезти товары, которых в России не найти, — рассказывает Руслан. — После начала пандемии заказов стало намного больше, а после введения санкций — еще больше. Покупают моторные масла, запчасти для дорогих автомобилей. Часто стали заказывать хоккейную форму и коньки, амуницию для верховой езды — седла, сбрую, каски. Это дорогие вещи, но сейчас курс евро упал, так что есть смысл покупать.


Вопрос — как расплачиваться.

Переводить валюту из России в Европу проблематично. В интернете можно найти рецепты, как эту проблему решить, но классические челноки, которые сами возят товар, такими премудростями не заморачиваются.

— Мне российский заказчик переводит рубли на сберовскую карту по курсу Форекса на день оплаты, — рассказывает Руслан. — 30 процентов предоплата, остальное — при получении товара.


Рубли нужны не только для покупки ностальгических товаров.

Есть у перевозчика и поручения от живущих в Швеции россиян.

Он высылает рубли их родственникам, а «новые шведы» платят ему в кронах. Очень удобно — сам себе банк с двумя валютами.

За свои услуги Руслан берет 10% от стоимости товара. По-божески, некоторые его коллеги — до 15%.

А есть еще любители брать скрытый процент — это когда назначают свой «специальный» курс: рубля на два выше, чем самый дорогой курс покупки валюты в обменниках.

Следующая составляющая в оплате — доставка до Питера.

— Дизельное топливо очень подорожало — 2,5 евро за литр, — как бы оправдывается собеседник.


Но расчет ведется не с пробега, а с веса товара.

— У меня минимум — 30 евро, — делится Руслан. — Это за легкие пакеты — документы или какие-то личные вещи. Если груз потяжелее, то 6 евро за кг. А если товары хоть и легкие, но дорогие, за них больше беру — например, ноутбук или мобильник. Но сейчас их возить нельзя — непонятные времена наступили.


НА ГРАНИЦЕ ФИННЫ ХОДЯТ ХМУРО

Непонятные времена — это седьмой пакет санкций. Раньше челноки нарадоваться не могли на финских пограничников.

— Проверяли выборочно, спокойно, — вспоминает Руслан. — А наши наоборот — каждую машину, каждый сантиметр. А еще у наших то компьютер зависнет, то еще что-то — только время теряешь…


Буквально на днях настроения у перевозчиков изменились.

— Финны как с цепи сорвались — лютуют на границе, раньше такого не было, — поделился другой работающий на этом направлении челнок, Василий.


В его ассортименте помимо моторных масел конструкторы Лего, коллекционные куклы Rainbow, БОШевская бытовая техника, газонокосилки, печи для саун и конечно же мебель Икеа.

Наши люди отвыкать от нее не намерены. Несколько шкафов в разобранном виде легко помещаются в кузов фургончика.

— Ничего везти нельзя, — продолжает перевозчик. — Ввели новые правила — компьютеры и телефоны должны быть не дороже 350 евро, какие-то предметы роскоши придумали — если вещь дороже 750 евро, то могут конфисковать. А весь груз не должен превышать по цене 1000 евро. Непонятно, как они будут выживать — вся торговля в приграничных городах встанет, она же только на русских там и держалась. Магазины закроются, людям не на что будет жить, они уедут вглубь страны и оголят территорию. Конечно, финские власти на это не пойдут.


Без умения строить политэкономические прогнозы челноку никак.

— По моим данным, финны немного посвирепствуют, а потом будут просто закрывать глаза на содержимое грузов в Россию, — оптимистично предполагает перевозчик. — Так что я на неделю-другую возьму паузу, а потом видно будет.


Впрочем, есть возможность обойти строгих пограничников.

— Надо вытащить ноутбук или мобильный телефон из коробки — чтобы он выглядел как бэушный, тогда европейские пограничники ничего не скажут, — посоветовала мне сотрудница петербургского турагентства, организующего однодневные шоп-туры из Питера в Финляндию.


Самому таким путем затовариться, конечно, можно.

Но бизнеса из этого не слепишь — мало найдется охотников покупать за полную цену товар с нарушенной упаковкой.

АЙФОН ЗА 80, НО ВЧЕРА

Выгодно ли пользоваться услугами челноков — тут у каждого свой опыт.

— Я жене на день рождения купил через такого челнока Айфон-13, самый навороченный, — поделился москвич Петр Смирнов. — На Apple-store он тогда где-то 150 тысяч рублей стоил, а мне с доставкой из Лондона обошелся в 80 тысяч. Перевел человеку полностью деньги в рублях на российскую карту — и через два дня телефон мне подвезли прямо к работе. В коробочке, с чеком, с гарантией. Я забил на сайте Apple серийный номер, высветилось, что он еще не активирован. А до этого через того же человека я сыну купил тоже «тринадцатый», но попроще — за 60 тысяч.


Пете повезло.

Он успел приобрести мобильник до принятия пресловутого седьмого пакета. Молодцы и те, кто успел отхватить в Европе ноутбук.

Заполонившие наши интернет-магазины модели без русских букв на клавиатуре, по воду которых защитники прав покупателей уже начинают бить в набат, это и есть продукты параллельного и челночного импорта.

На самом деле, это не беда: в настройках можно найти русскоязычную раскладку, а правильные буквы можно наклеить на клавиши (специальный набор стоит 200 руб.) или выгравировать (от 700 руб.).

Сейчас, похоже, лавочка закрылась. Электронику из недружественных стран уже не везут. А как же параллельный импорт через третьи страны?

На Авито полно объявлений о том, что знающие люди помогут с покупкой американских и европейских товаров через Казахстан.

Звоню по указанным номерам. Увы, иллюзии. Где-то говорят, что доставка из «твердовалютных» стран временно приостановлена, где-то откровенно признаются, что с учетом окольной логистики цена будет невыгодной.

— А вы на наших казахстанских сайтах подберите товар, у нас все есть, — предлагает очередной собеседник из Алматы.

Захожу — цены на те же мобильники даже в магазинах выше, чем в России.

А еще за доставку платить — слишком дорого выходит. Вот вам и параллельный импорт.

Но и в Европе подобрать выгодный товар непросто.

Задумал я прикупить зимнюю резину. В России на сайте Nokian комплект нужных мне шин стоит 64,6 тыс руб. (финское производство, досанкционные поставки).

В Финляндии нашел на десятку дешевле. Но перевозчик Вася просит за доставку из приграничной Лаппееранты (оттуда до Санкт-Петербурга 170 км) аж 300 евро — почти 20 тыс. руб., что делает мою затею невыгодной.

Впрочем, сейчас шины тоже везти в Россию нельзя — санкции.

Не оправдали надежд и США. Смотрю, почем там товары модной фирмы Tommy Hilfiger, тоже объявившей об уходе из России.

Оказывается, ничуть не дешевле, чем в наших магазинах, распродающих остатки этого бренда.

НЕ ТРУСЫ, А ЗОЛОТАЯ ЖИЛА!

Относительно неплохие цены оказались в Германии.

— Раз в месяц шлю посылки своим в Москву и на Урал — примерно на 200 евро, — рассказал kp.ru бывший пермский оперуполномоченный Михаил Гилев, сейчас он работает электриком на крупном немецком предприятии. — Денег, конечно, с родни не беру. Шлю, в основном, кофе, какао, шоколад, конфеты, нутеллу для детей, другие сладости. Очень довольны. Пишут, что намного вкуснее, чем в России, хоть упаковки на вид такие же. Особенно отмечают кофе, какао и растворимый цикорий. А из вещей — джинсы, полотенца, постельное белье, носки, кроссовки… Кофеварками всю родню снабдил.


С учетом упавшего евро Михаил вполне мог бы организовать прибыльный бизнес.

Например, кофе Dallmayr (мне он тоже нравится) в Германии по акции стоит 5 евро (меньше 350 руб.) за полукилограммовую пачку, а у нас дешевле чем за тысячу, не найти.

Кроссовки «адидас» — 50-70 евро, у нас они в 2 раза дороже, а скоро вообще не будет: фирма покидает Россию.

Больше всего поражает разница в ценах на мужские, пардон, труселя.

По словам бывшего опера, набор из 5 штук фирмы Livergay (не хай-класс, но вполне прилично) по акции отдают всего за 7 евро.

Одна пара выходит где-то за 70 руб! А на родных просторах самые дешевые трусы этой марки я нашел за 420 руб. Вот где золотая жила!

Еще одна точка выгоды — продукты.

— Есть у меня любимый магазинчик в Питере — я там всегда покупаю финские продукты: колбасу, сыр, — поделилась с «Комсомолкой» демограф Наталья Чистякова. — Оказалось, что возят этот товар из Эстонии — так, говорят, дешевле и спокойнее. Причем на прилавке финских товаров нет. Но постоянные покупатели, кто в курсе, просто спрашивают и продавцы выносят, что нужно, из подсобки.


Из еды ходовой товар — икра.

400-граммовая баночка свежезасоленной форелевой идет на Авито за 1500-1700 руб.

— А в приграничных финских магазинах она стоит 16-18 евро, — рассказала сотрудница компании по организации автобусных шоп-туров. — Разрешается провозить до 3 баночек одного наименования — то есть три 100-граммовые баночки, три 400-граммовые… Главное, помнить, что общий вес покупок должен быть не выше 31 кг, из них еды — только на 5 кг. Пожилые люди, у которых есть виза или вид на жительство в Финляндии, регулярно катаются за покупками — все ж прибавка к пенсии.


НЫНЕШНИЕ — НЕ ЧЕТА ДЕВЯНОСТЫМ

О том, что челночный бизнес будет развиваться, Центробанк предупреждал еще в апреле. Однако, похоже, точными цифрами не владеет ни одно ведомство.

Если оценивать «чисто на глаз», то объявлений о доставке товаров из-за рубежа с каждым днем все больше. Но если откровенно поговорить с теми, кто возит товары через границу, понимаешь, что они пока незаметны на рынке.

В отличие от челноков 90-х.

Те пытались предугадать массовый спрос, завозили товар партиями в памятных клетчатых сумках размером с полуторку, имели свои торговые точки либо сдавали товар в магазины.

Срывали хороший куш, как это было, например, у тех, кто начинал поставлять в Россию китайские пуховики.

И дотла прогорали — как те, кто стал завозить эти же пуховики, когда в них уже ходила вся страна.

Нынешний челнок не таков. Рисковать не собирается и действует строго под заказ.

— Пришлите нам ссылку на товар и деньги — мы все купим и пришлем вам, — так в общих чертах говорили мне все частники-импортеры.


Просьба посоветовать, какой продукт или товар купить за рубежом выгоднее, чем в России, вызывала раздражение.

— Мы не можем за вас решать, вы сначала сами определитесь, потом звоните! — сквозь зубы отвечали мне авторы объявлений.


Интересно, что не только частники, но и крупные логистические компании, которые сейчас берутся и за доставку товаров под заказ, не могут сориентировать российского покупателя, что ему выгодно заказать за границей, а что покупать в России.

Впрочем, навскидку можно назвать две такие группы: компьютеры с мобильниками и автозапчасти. Но с ними работают крупные автодилеры и поставщики цифровой техники — закупают в огромных количествах.

— С запчастями проблем нет и не будет, — рассказал kp.ru пресс-секретарь сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Кошляков. — Мы сами покупаем их у крупных дилеров и ставим на машины, которые ремонтируем — это быстрее и дешевле для клиента, чем если бы он сам покупал через челноков. Да мы и не будем устанавливать непонятно как попавшую к нам деталь — нам же потом отвечать, если что-то случится.


ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА

А как же старые добрые комиссионки?

Прикинувшись бывалым челноком, иду в известный «комок», популярный еще среди барыг эпохи позднего СССР — туда сдавали сдавали привезенные из-за границы вещи те, кто не хотел иметь дела с фарцовщиками.

— Могу привозить из-за границы брендовый дефицит, которого на прилавках уже не найти, — запускаю пробный шар.


— Нет, не надо! — в ужасе замахала руками хозяйка. — Вы посмотрите — мы завалены вещами. Какой дефицит? Люди несут и несут — у них в шкафах скопились тонны качественных товаров. Мы даже закроем приемку, некуда уже все это ставить. Правильно на ремень смотрите — крокодиловая кожа. Новенький, с биркой. В магазине такой стоит 30 тысяч рублей, а у нас 12 тысяч. И никто не берет. У всех все есть. Вот то же самое будет и с вашими заграничными товарами, когда вы их сдадите нам на реализацию. Разоритесь.


Так что, может и правы современные челноки, которые не претендуют на большой куш, а тихо, мирно и сравнительно честно доставляют ровно то, о чем их попросят.

источник

Поделиться в соцсетях


Смотри пока не удалили

 

Официальные цены на топливо в ДНР (24.09)

ДНР
Официальные цены на топливо в ДНР (24.09)
По состоянию на сегодня, 24 сентября, стоимость бензина, дизтоплива и газа на заправках ГУП ДНР «Республиканская топливная компания» составляет: А-100 ...

Младшие дети Александра Малинина уехали из России за границу

Источник
1664139013-134.png
Младшие дети Александра Малинина уехали жить из России за границу. Старший сын артиста тем временем остался на родине.Дочь Александра Малинина ...

Ипотеку ждет обвал

Источник
nfcb0q0gdivcvnfg5lvl.jpg
Долги по ипотеке и другие кредиты, в том числе потребительские, должны быть сняты с семей погибшего или раненого участника специальной ...