Глоток донецкого неба или зачем люди шагают в неизвестность

dan-news.info-2021-07-06_13-53-41_292838-deltaplan-paraplan-zuevka-doneckoe-nebo-28.jpg



Донецк, 5 июл – ДАН. В мире экстремальных видов спорта авиационные занимают лидерские позиции – полеты на планерах, тепловых аэростатах и прочих летательных аппаратах популярны среди любителей пощекотать нервы и в ДНР. Журналисты ДАН поднялись в донецкое небо, чтобы поделиться впечатлениями и рассказать об энтузиастах, которым мечта о свободе подарила крылья.

«Донецкое небо»

Так называют себя представители Федерации дельтапланерного, парапланерного, парашютного спорта и сверхлегкой авиации ДНР, которая официально зарегистрирована в Республике. Основатели этого необычного и экстремального вида спорта Максим и Алена Камеристые. Они – по-настоящему влюбленные в небо романтики и энтузиасты. Не только летают сами, но и готовы поделиться глотком донецкого неба со всеми желающими.

«Увлечение полетами началось с 2009 года, тогда мы занимались в авиационно-техническом спортивном клубе в Моспино. Потом появилось увлечение парапланеризмом, поскольку это давало больше свободы: меньше привязаны к аэроклубу, можно ездить в разные места, по стране, за границу», – рассказывает Алена.

У нее за плечами – 54 прыжка с парашютом еще в Моспино. Это, в общем-то, немного, поскольку есть парашютисты, у которых с тысячи «прыгов» только начинается спортивная карьера.

«Естественно, мы согласовываем полеты с компетентными органами – без этого никак, и кому надо – все знают. Также существует распределение воздушного пространства по зонам пилотирования. У каждого судна есть свой класс, и от этого зависит уведомительная система», – объясняет особенности управления воздушным движением Максим.

Параплан, дельтаплан, дельталет…

«Параплан и дельтаплан – разные вещи, и поэтому тут не скажешь, с чего лучше начинать. Это кому как дается. Параплан изначально проще и дешевле, дельтаплан, соответственно, сложнее. У нас есть оба вида техники – и моторная, и безмоторная. Хотя начинали мы, конечно же, с безмоторных полетов», – отмечает Максим Камеристый.

Параплан – это планирующий парашют-крыло. Есть и безмоторные модели, и мотопарапланы. Последние дают возможность взлета с ровных поверхностей без использования возвышенностей. То же самое и с дельтапланом, только у него конструкция более жесткая и сложная. Если речь идет о мотодельтапланах, то они позволяют летать в более сложных метеоусловиях.

«Парашюты – это свободное падение, прыжки с большой высоты. Это скорость, адреналин… Полет на параплане – это другое. Там малые скорости и парение за счет восходящих потоков воздуха. Чувствуешь метеорологию – состояние атмосферы, характер рельефа, как работают в зависимости от этого воздушные массы относительно земной поверхности», – рассказывает Алена.

Дельтаплан по сравнению с парапланом считается более продвинутой техникой, хотя сами парапланы («мягкие» конструкции) появились позднее. Дельтаплан существенно расширяет погодный диапазон, а также позволяет совершать полеты на большие высоты и расстояния дальше и выше – у него аэродинамическое качество лучше.

«Конечно же, самое главное – это безопасность полетов. Тут следует учесть, что и параплан, и, в особенности дельтаплан обладают таким аэродинамическим качеством, которое позволяет свободно выполнять планирующий полет, – утверждает Максим. – К тому же вся техника, которую мы покупаем, сертифицирована по международным стандартам».

Ребята рассказали, что для полетов на параплане, дельтаплане или же их моторных аналогах особых документов не требуется, хотя лицензия пилота-любителя приветствуется. Сертификация сверхлегких летательных аппаратов массой до 115 кг тоже не нужна. Притом что сам параплан весит восемь-десять килограммов. Даже если это мотопараплан, то вес двигателя составляет всего 18 кг, еще 10 кг – подвесная система. Вес дельтаплана – примерно 55 кг.

От винта!

Мотодельтаплан (или дельталет), на котором нам предстоит лететь, отличается простотой и надежностью конструкции. Свободно вывешенное треугольное крыло располагается над фюзеляжем, прикрытым спереди легким обтекателем. Специально переоборудованный автомобильный мотор с толкающим трехлопастным находится сзади. В кабине – «суровый» минимум приборов. Указатели высоты, скорости уровня топлива и масла, вариометр – он показывает скорость изменения высоты полета. Внизу располагаются две педали: одна – тормоз носового колеса, а вторая – газ двигателя.

Предполетный инструктаж пройден, и звучит «та самая» команда: «От винта!». Мотодельтаплан «разбегается» по грунтовой полосе и легко взмывает в небо. За спиной ровно гудит мотор.

Скороподъемность у мотодельтаплана довольно приличная, и мы быстро набираем около 500 метров высоты. Земля отсюда кажется разноцветным лоскутным одеялом. Поселок рядом напоминает игрушечный – с такими же домиками и машинами на дорогах. Дальше за лесом блестит на солнце зеркало пруда. По разноцветным квадратам полей плывут тени от облаков и рядом с ними – треугольная тень от нашего дельтаплана.

Ощущение полета уникально – его нельзя испытать на земле. Никакие аттракционы, «американские горки» не способны передать абсолютную свободу в безграничном пространстве над землей. Сердце бьется чаще от восторга, и легкие заполняет чистый воздух высоты. Такое чувство может подарить только первый прыжок с парашютом, тем более что именно с него начинается у большинства людей знакомство с небом.

Воспоминания о первом прыжке

Наша «Аннушка», самолет Ан-2, медленно, но уверенно ползет по широкой спирали вверх. На откидных сиденьях разместилась дюжина одержимых небом парней и девушек. Высотомер на переборке показывает 800 метров. Выпускающий инструктор раскрывает дверь, и в салон врывается чистый и свежий ветер высоты, которым – не надышишься!

Высота 1000 метров, звучит зуммер, над потолком вспыхивает сигнальная лампа. Впереди за обрезом двери – бескрайнее пространство. От осознания того, что через считанные секунды нужно сделать шаг в пустоту, накатывает страх. Но это нормально. Боятся все, но лишь немногие способны перешагнуть через него – в прямом и переносном смысле. Именно в преодолении себя и заключен весь смысл. Решение принимаешь добровольно.

– Готов?

– Есть готов… – если можно быть готовым к тому, что у твоих ног за обрезом двери зияющая километровая пустота.

– Пошел! – выпускающий инструктор легко хлопает по плечу.

– Есть пошел! – и ты шагаешь в небо.

Воздушный поток от винта с силой бьет в лицо, мгновенно оглушает рев двигателя. Но уже в следующий момент вокруг разливается оглушительная тишина. Во всем теле легкость, которая доступна только в свободном падении. Скорость – головокружительная: 50 метров в секунду или около 200 км в час! Однако она совершенно не чувствуется, когда находишься один на один с огромным пространством, будто купаешься в глубокой лазури, пронизанной золотистыми солнечными лучами. Но вот хлопает над головой белый купол, и ты уже паришь под парашютом над лоскутным одеялом земной поверхности…

Возвращаемся на борт дельталета…

Турбулентный поток раскачивает дельталет, прерывая цепь воспоминаний. Скорость по прибору – 200-250, но в небе она особо не чувствуется. А вот ветер ощутимо бьет в обтянутое высокопрочной материей крыло. Пилот закладывает глубокий вираж, на горизонте в зелени полей видны рукотворные горы терриконов с шахтными копрами, чуть дальше – в дымке — далекие трубы заводов.

«Максимальная высота полета на мотодельтаплане или мотопараплане – до 4500 метров, лимитируется только границей безопасного полета без кислородной системы. Но на таких больших высотах мне лично летать неинтересно. Потому, что после высоты ориентировочно в 500 метров все становится примерно одинаковым – похожим на Google Maps. Гораздо большее удовольствие получаешь на малых высотах, с которых можно рассмотреть рельеф», – говорит пилот.

Полет на мотодельтаплане – балансирный. Это значит, что крыло свободно вывешено на силовой штанге над фюзеляжем и связано системой тросов-расчалок. Управляется сверхлегкий летательный аппарат отклонением трапеции: от себя – на подъем, на себя – вниз. Соответственно, отклонение трапеции влево и вправо создает крен в ту или иную сторону. Обороты двигателя увеличиваются или уменьшаются, как в автомобиле, педалью газа. Все довольно просто, и управлять мотодельтапланом можно интуитивно.

Как и в любом деле, в летном главное – профессионализм. «На опыт влияют полеты в разных погодных условиях и, конечно же, насколько часто ты поднимаешься в небо. Человек может за десять лет 1000 часов налетать, а можно «за один день 100 часов». Это же разные вещи. Когда полеты совершаются регулярно, в разных погодных условиях – опыта получаешь гораздо больше, чем если просто летать по выходным дням для собственного удовольствия», – добавляет Максим.

Выполнив разворот, пилот идет на снижение. Двигатель за спиной едва слышен на малых оборотах. У земли и на малой скорости мотодельтаплан, благодаря своей уникальной аэродинамике, отлично управляется. И это является одной из важных особенностей сверхлегкой авиации. Поэтому дельтапланы используются не только в качестве развлечения, но и с вполне серьезными целями. Например, в поисково-спасательных операциях или для мониторинга лесных пожаров.

Впечатления и перспективы

«О полетах на мотодельтаплане я узнал из социальной сети ВКонтакте. Мне хочется заниматься чем-то новым, развиваться, открывать для себя новые горизонты. Поэтому я решил полетать. Особенно впечатлил разбег и взлет, очень красиво смотрится земля с высоты птичьего полета. Планирую еще приехать», – говорит студент Донбасской академии строительства и архитектуры Кирилл.

«Очень круто! От полета получила массу удовольствия и ни с чем не сравнимых ощущений. Особенно – на снижении и посадке. Сюда мы приехали всей семьей и получили массу удовольствия. Это прекрасно, что у нас в ДНР есть возможность полетать!» – делится впечатлениями еще одна любительница высоты Алена.

Ощутить свободу полета – это здорово. Но еще более приятно оттого, что приобщиться к романтике авиации можно у нас – в Донецкой Народной Республике. Кто-то может сказать, что это просто блажь. Ведь уже седьмой год идет война. Но она как раз и повод мечтать о мирной жизни, о том, что будет после.

Вспомним также, что в самые голодные годы становления молодой Советской России, с 1918 по 1923, читал лекции и публиковал брошюры о «междупланетном сообщении» великий мыслитель Константин Циолковский, а в 1961 году СССР впервые в мировой истории отправил Юрия Гагарина в космос. Стремление мечтать и воплощать мечту в реальность — такой же патриотизм, как и любовь к родному краю.

**

Полетами на парапланах и дельталетах в ДНР занимаются несколько сообществ. Покорить донецкое небо можно на территории ландшафтно-рекреационного парка «Зуевский» или в селе Благодатном Амвросиевского района – это наиболее популярные точки взлета парапланеристов Республики. *дя*пг*мк*ъъ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Поделиться постом

Сейчас смотрят →