Перспективы мировой экономики в вопросе демографии

AeM7HDR9rhUvtCvCXADRDGnbilISm4cl.jpg



Рушиться монополия западного мира, державшаяся на доминировании США. На его смену выходят структуры «Экономических Зон», которые в основе своей имеют межгосударственную кооперации, включающие в себя экономику, безопасность, гуманитарные связи и социальные стандарты.

Основой формирования таких зон становится защита внутренних рынков, коллективная безопасность и экспансия на рынки конкурентов. Единственным возможным исключением и конкурентом таких «экономических зон», а точнее геополитических союзов, могут стать страны гиганты. Такие, как Китай (1 407 839 000 человек) и Индия (1 383 385 000 человек).

Как Китай, так и Индия обладают основным ресурсом, необходимым для создания центров таких «экономических зон» — значительная масса народонаселения. Данный ресурс позволяет в рамках одного государства иметь и рынок сбыта, и рынок труда, обеспечивающий стабильный экономический рост за счёт создания полных производственных циклов во всех секторах экономики. Такое положение создаёт защиту от зависимости по кооперации с другими странами и возможности использования их в политической или экономической борьбе.

Как показали действия США в отношении своих конкурентов, тактика «сдерживания», направленная в первую очередь на противодействие развитию экономических конкурентов, эффективная в первую очередь при наличии межгосударственных экономических связей. В этом случае в ходе политического или военного давления можно отсечь поставки стратегического сырья или закрыть рынки сбыта, что повлечёт за собой экономический спад или кризис.
Исходя из уже имеющегося опыта недобросовестной конкуренции со стороны США в отношении не только своих противников, но и союзников, в мире начинают формироваться межгосударственные объединения, имеющие целью защиты своей экономики от внешнего влияния конкурентов.

Ярким примером этого служит ЕС (453 007 803 человек). ЕС традиционно является союзником и партнёром США, что вытекает из наследия результатов Второй мировой войны. Последние события, связанные с мировым кризисом и давлением США на участников ЕС, осуществляемым для коррекции их внешнеэкономических связей в пользу интересов США, вынуждает ЕС всё чаще принимать решения по защите самостоятельного экономического развития. Можно привести очевидный пример: США для политического и экономического давления на РФ принуждало Германию отказаться от строительства СПГ-2, одновременно ведя активную политику навязывания своего сжиженного газа. В том числе, США угрожала санкциями компаниям из ЕС, участвовавшим в строительстве СПГ-2.

История возникновения ЕС на прямую связана с Европейским объединением угля и стали, сформированным как экономический союз по защите, в первую очередь, внутренних производителей. Расширение участников ЕС позволило обеспечить полные замкнутые производственно-научные циклы в рамках единого таможенного поля. За счёт высокой численности населения созданы условия стабильного потребления, что в свою очередь обеспечивает защиту производителей от резких конъюнктурных изменений на мировом рынке.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АSEАN ) (592 000 000 человек) — ещё один пример интеграционных процессов, направленных на защиту экономических интересов ряда стран. Благодаря экономическому и технологическому развитию этого региона возникла необходимость защиты собственных производителей от влияния конкурентов, имеющих значительные ресурсы и возможности давления на поставщиков ресурсов, комплектующих или потребителей товаров способами далёкими от экономической конкуренции.

Россия входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) (186 000 880 человек), который также создан для защиты внутренней экономики. Но в данном случае достаточно низкая численность населения и наследие кооперации СССР, которое в ходе его распада оказалось под влиянием различных, иногда и враждебных РФ экономическо-политических союзов, не позволяет в полной мере обеспечить экономическую независимость РФ. Очевидный пример — украинские события, а до него и ситуации с бывшими прибалтийскими республиками. Тогда, в результате изменения внешнего вектора политики, под влиянием третьих игроков были разрушены экономические кооперации. Это привело к программе «Импортозамещение», как вынужденный ответный шаг на политику США по так называемому «сдерживанию России». Суть программы импортозамещения, связана с необходимостью наладить полный цикл конечного производства высокотехнологичных продуктов.

Однако для России существуют ряд проблем, не позволяющих в полной мере обеспечить перекрытие всех секторов экономики. Во-первых, количество трудоспособного населения, в отличии, к примеру, от той же Японии. Россия имеет значительные природные полезные ископаемые, в разработке и переработке которых задействована значительная часть населения. При этом Япония, из-за скудности природных ресурсов, в том числе земельных, сконцентрировала свои человеческие ресурсы на обеспечение научно-технического развития. Не растрачивая человеческий ресурс на добычу, сельское хозяйство и переработку, экономика Японии активно развивает наукоёмкие производства. Хотя в последнее время правительство Японии озаботилось вопросом продуктовой безопасности и стимулирует развитие внутреннего аграрного сектора.

Для развития безопасности внутренней экономики Россия должна либо войти в состав более сильных экономических структур, либо привлечь в уже имеющуюся свою организацию новых членов, тем самым обеспечивая себя стабильным потребительским рынком и численностью населения, способного обеспечить полные циклы производства товаров высокой добавленной стоимости. Количество вариантов ограниченно. С Запада Россия граничит с ЕС, политика и публичная риторика которого часто враждебна России, а внутренние политические течения противоречат мировоззрению большинства граждан России и членов Евразийского экономического союза. Тем более, что требования технологических стандартов сегодня для России недопустимы, их принятие грозит производственным коллапсом и колоссальными затратами по перестройке всей технологической цепочки, что повлияет на качество жизни граждан и отбросит экономику России на десятки лет назад.

Китай, хотя и выступает как союзник в настоящий исторический период, но, предположительно, отношения Китая с Россией можно описать “Против кого сегодня дружим”. Связано это с основной точкой соприкосновения Китая и России на данный момент — противостояние США. Соотношение демографии Китая и России несопоставимы. Темпы развития Китая, а значит и потребляемого сырья, превратит Россию в сырьевой придаток, вынуждая задействовать основную часть населения в таких секторах экономики: добыча природных ресурсов, сельское хозяйство, первичная переработка, обогащение. Тем более, сам Китай не стремиться входить в межгосударственные договоры, которые связывают его союзническими обязательствами экономического или военного плана. Странны ЕАЭС, хотя и являются ещё со времен СССР взаимно интегрированными, к сожалению, в основном из-за внутренней политики, могут только обеспечивать приток трудовых мигрантов. Слабость, именно промышленной кооперацией, создаёт дополнительные сложности. Например, Армения вообще не имеет прямого транспортного сообщения со странами ЕАЭС, что в свою очередь создаёт значительные сложности по свободному доступу к взаимному производству и рынкам сбыта.

Само по себе значительное различие между этническим и религиозным составом стран входящих в ЕЭС, представляет возможные сложности в далёкой перспективе. Так как таят в себе угрозу межнациональных или конфессиональных конфликтов в случае очередного значительного экономического кризиса. Это касается и возможного расширения в сторону азиатского региона — Турция или Иран. Турция и сама стремится стать центром нового политико-экономического объединения, на основе ислама и тюркоязычных народов, что в свою очередь ставит под угрозу сотрудничество с рядом азиатских стран бывшего СССР и подразумевает возможный прямой конфликт с самой Турцией. Разумеется, с учётом того, что изменение политики исламских и тюркоязычных стран на протурецкую, может значительно подорвать экономическое благосостояние РФ, как произошло с Украиной в рамках политики «сдерживания» России со стороны США. Иран также стремится к лидерским позициям в исламском мире, а его действия в этом направлении могут втянуть РФ в ряд конфликтов.

Получается, что самым адекватным и логичным остаётся направление Украина-Молдавия. Однако современные политические ситуации не позволяют рассматривать данное направление позитивно. Хотя, именно значительное сходство в этническом и культурном плане, общие исторические корни, традиционные экономические связи, в принципе, могут стать крепким фундаментом для создания собственной экономической зоны, которая будет способна обеспечить полные производственно-научные циклы. Вопрос только в том, как создать условия, способствующие экономической и гуманитарной интеграции.


Также вам может быть интересно: Казахстан идёт по пути украины и Виртуализация профессий в ЛДНР

источник

Поделиться постом