Уникальный российский экранолет станет грозой ВМС США в Арктике

рекламный банер

Недавняя «суэцкая пробка» привлекла повышенное внимание к Северному морскому пути. Несмотря на большой потенциал этой водной артерии, для его раскрытия требуется значительное время и огромные инвестиции в инфраструктуру. Данный маршрут общей длиной в 14 тысяч километров, пролегающий в суровых арктических условиях, также необходимо охранять и регулярно патрулировать, иметь возможность оперативно произвести поисково-спасательную операцию, чтобы морские перевозчики чувствовали себя под надежной защитой со стороны России. И у нашей страны есть что им предложить.

Возможно, оптимальным решением будет создание серии экранопланов, своеобразных гибридов воздушных и морских судов, которые взяли большую часть достоинств обоих видов транспорта, но и, к сожалению, некоторые недостатки. Что же такое экранопланы, и почему они будут на своем месте на Северном морском пути?

Экраноплан – это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях за счёт взаимодействия с воздухом, отраженным от подстилающей поверхности.

Советский экраноплан «Лунь» имел длину в 74 метра при размахе крыльев в 44 метра, его скорость составляла 500 км/ч, и он способен был перемещаться на расстояние в 2000 км. Максимальная взлетная масса составляла 380 тонн. Экраноплан может летать как над морем, так и над равнинной сушей. От самолета он взял большую скорость, а от корабля – высокую грузоподъемность. «Лунь» был первым и, увы, единственным в серии боевых экранопланов, заказанных Минобороны СССР. Они все должны были вооружаться противокорабельными ракетами «Москит» по 6 штук на борту. Высокая, по сравнению с кораблем, скорость передвижения, помноженная на низкую высоту полета (до 5 метров над уровнем моря), по идее должны были сделать «Лунь» и его собратьев «убийцами авианосцев». К сожалению, имели экранопланы и свои достаточно серьезные недостатки. Пожалуй, к самым серьезным из них можно отнести очень низкую маневренность, а также опасность полета на экстремально низких высотах, которые могут привести к катастрофам. Достаточно «чиркнуть» крылом по воде, и ЧП обеспечено.

Почему же Минобороны РФ сегодня возвращается к этой старой идее? Дело в том, что в нашей стране одновременно разрабатывается несколько интересных проектов, которые могут быть востребованы именно в условиях Севморпути, а также выполнять еще массу полезных задач.

«Орлан»

Это экраноплан, разрабатываемый для условий Арктики по заказу российских военных нижегородским ЦКБ им. Алексеева. Точные его тактико-технические характеристики неизвестны, но можно предположить, что отечественные конструкторы учитывали советский опыт. Вероятнее всего, «Орлан» будет значительно меньше и легче «Луня», благодаря возможности использования современных композитных материалов и прочего оборудования. Вместо шести ПКР «Москит» массой в 4500 килограмм каждая будут использоваться либо более легкие крылатые ракеты «Калибр», либо противокорабельные «Оникс». Из-за сниженной массы экраноплана можно будет установить меньшее количество двигателей, что приведет к экономии топлива и увеличении радиуса полета.

Таким образом, боевой экраноплан сможет безопасно вести патрулирование Северного морского пути, а также атаковать ракетами морские и наземные цели, по факту функционально подменяя собой морскую авиацию. Вероятно, данные необычные летательные аппараты возможно будет привлечь и к противолодочной борьбе. Помимо этого, «Орланы» смогут использоваться в поисково-спасательных операциях, свободно садясь и на сушу, и на ледяной покров, и на морскую поверхность.

Бе-2500

Это еще более интересный и перспективный российский проект уже не простого экраноплана, а экранолета. Разрабатывающий его Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева так описывает потенциал использования необычного гибридного судна:

Концепция сверхтяжёлого гидросамолёта предусматривает выполнение полётов как в экранном, над океанской поверхностью, так и высотном режимах. Бе-2500 станет идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли.

В отличие от «Орлана», Бе-2500 сможет отрываться от поверхности и взлетать на высоту в несколько километров, преодолевая любые препятствия и одновременно повышая свою топливную эффективность. При взлетной массе в 2500 тонн, экранолет должен поднимать в воздух до 1000 тонн груза. Дальность полета этого аппарата оценивается в 16 тысяч километров, то есть, ему под силу будет одолеть всю протяженность Северного морского пути в беспосадочном режиме за одно патрулирование. По сути, это получится уже какая-то разновидность одновременно и Дальней, и морской авиации, идеально приспособленной к суровым арктическим условиям. При этом повышенная грузоподъемность позволит набить экранолет под завязку огромным количеством противокорабельных и крылатых ракет, а также средств борьбы с подводными лодками противника. Ну, а возможность использования Бе-2500 в качестве носителя для космических кораблей станет дополнительным приятным бонусом.

Остается только пожелать отечественным разработчикам терпения довести данные летательные аппараты до серии. Они точно не будут лишними.


Источник



 

 

 




-------