Белоусов курирует разработку механизма защиты внутреннего рынка от роста мировых цен



Правительство прорабатывает вопрос создания механизма, защищающего наш внутренний рынок от роста мировых цен. Курирует его первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов, непосредственно готовить документ будет Минэк совместно с Минпромторгом и Минсельхозом.

Создание механизма назрело давно: мы не раз обсуждали ситуацию с ценами на продукцию черной металлургии, пшеницы, многих других продуктов. Не говоря уже о цене на бензин и дизель, которые стали притчей во языцех еще много лет назад. Что кабмин собирается предпринять, чтобы остановить рост цен, и вытекающее из него сокращение реальных доходов? Давайте разбираться.

Развивая экспорт, в том числе, возрождая сельское хозяйство, мы столкнулись со следующей проблемой, что называется, доросли до нее. Оказывается, наша экономика, интегрированная в мировую в соответствии с устремлениями нашего руководства либеральной эпохи, в рамках международного разделения труда не имеет системы защитных механизмов для нашего рынка (именно системы, точечные решения, например, ввозные пошлины по легковым авто, у нас уже были), привели к тому, что уровень жизни внутри страны сильно зависит от ценовой конъюнктуры на мировом рынке. Выяснилось, что из-за роста цен на металл на внешних рынках у нас сильно дорожает строительство жилья и инфраструктуры. Схожая ситуация сложилась и на рынке продовольствия, на который оказывают давление, как непосредственно цены на сырье (например, пшеница, масло, сахар), так и цена на удобрения, топливо.

При этом, Правительство, как исторически сложилось, отслеживало только цены на социально значимые товары. Теперь речь идет о контроле и снижении внешнего влияния на целые группы товаров. Сахар, подсолнечное, масло, зерно, мясо, молоко, рыба, продукция черной и цветной металлургии, удобрения.

Предполагается, что система будет состоять из двух частей

Первая включает в себя прогнозирование цен на мировых рынках на горизонте 8 недель. Осуществляться это будет на основе модели, включающей также оценку доступности товаров для потребителей. Количество групп товаров и включаемая в них номенклатура обсуждается.

Вторая часть призвана предупредить «разогрев» внутреннего рынка, основываясь на полученных данных. После превышения стоимостью товара некоего сигнального уровня будут задействованы механизмы реагирования.

В данный момент нет сведений о конкретном составе таких механизмов. Можно предположить, что наиболее действенные мы уже видели в 2020 и 2021 годах. Это различные сочетания пошлин и демпферов, ограничительных мер, стимулировании производителей за счет госсубсидий.

Еще один позитивный эффект – создание прозрачных и понятных для бизнеса правил игры. Резкое изменение регулирования, связанное с заморозкой цен, резким увеличением пошлин и т.п. – не в интересах ни бизнеса, ни правительства.

Есть обнадеживающая информация, что участие в разработке примет аналитический центр при правительстве, а также Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), который будет отвечать в том числе за разработку моделей зависимости внутренних цен от внешних. Это структуры, контролируемые государственниками, их участие поможет сократить подверженность рабочей группы влиянию либеральной парадигмы. Ожидается, что результат работы будет представлен Михаилу Мишустину уже в конце июля.

В конце, хотелось бы отметить на то, что планируемая система в основе своей деятельности имеет проактивный характер, а не реактивный. Это не только означает, что потенциально мы переходим от постоянного тушения пожаров к управлению в рабочем режиме, но и нацеленность правительство на системную работу с экономикой.

Записки Двинского
https://zen.yandex.ru/media/dvinsky_club

источник

Поделиться постом