Даниил Богатырёв: О философской несостоятельности коммунизма

fc4de9fee1f3a55a3a0e9adb71d991c7.jpg



В очередную годовщину октябрьского переворота, самое время поговорить о коммунизме. Точнее, о его философской несостоятельности.

На основной вопрос философии о том, что первично: сознание или материя, коммунизм отвечает однозначно — материя. Отсюда же исходит и второй основополагающий тезис коммунизма — о том, что «бытие определяет сознание», будь то отдельной личности или целых «классов». В итоге, имеем атеистическую, радикально-материалистическую философию, которая целиком и полностью крутится вокруг «удовлетворения материальных потребностей и проистекающих из них потребностей нематериальных».

Для достаточного удовлетворения материальных и иных потребностей всех членов общества, а не отдельных индивидов, это общество должно управляться альтруистами-идеалистами, не жалеющими себя и других ради всеобщего блага. Собственно, формирование общества таких альтруистов-идеалистов, именуемых «новыми советскими людьми» и провозглашала на официальном уровне коммунистическая идеология в СССР.

И вот тут начались проблемы. Потому, что невозможно воспитать альтруиста-идеалиста, с утра до ночи вдалбливая ему, что материя первична, а сознание — это то, что формируется и определяется исключительно материальными условиями бытия. Человек, воспитанный на подобных установках, неизбежно однажды подумает: — «Бога (сознания, создавшего бытие) нет. Все мои мысли и чувства формируются исключительно материальной средой вокруг. Так почему бы не присвоить как можно большую часть этой материальной среды? Бедствовать не буду, а заодно и сознание на небывалый уровень поднимется». Ну, а дальше, коммунизм (вторая политическая теория модерна) закономерно вырождается в либерализм (первую политическую теорию). И избежать этого невозможно. Потому, что в самой философской основе коммунизма заложен его неизбежный крах.

Именно это и случилось с Советским Союзом. Пока им правили люди, воспитанные в идеалистической (а по-марксистски — «мракобесной») Российской Империи, государство развивалось и даже частично осуществляло заявленные цели своей идеологии. Но как только к власти пришли политики, с юных лет воспитанные на материалистическом восприятии мира, всё пошло в разнос, а затем — и вовсе посыпалось.

P. S. Противоречие между материализмом во взгляде на бытие и необходимостью воспитания идеалистов для нормального функционирования коммунистического государства — не единственная причина несостоятельности коммунизма. К ним можно отнести и сугубо количественное понимание социальной справедливости, и несовершенство «классовой» теории и ещё много чего.

источник

Поделиться постом

Сейчас смотрят →