Со вчерашнего дня Литва фактически объявила Калининградской области блокаду. С 00 часов 18 июня эта прибалтийская республика, через которую пролегают железнодорожные пути из России в эксклав и обратно, запретила транзит по своей территории «большого перечня товаров, которые подпадают под европейские санкции». Власти области были уведомлены о этом решении за сутки.

Поскольку никто в подробностях не знает, какой именно перечень товаров поставили «на стоп», в регионе вчера было неспокойно. Люди рванули на заправки и в магазины, но к вечеру глава области призвал сограждан не паниковать и сохранять спокойствие. Во-первых, по его словам, нефтепродукты и бензин не входят в перечень санкционных товаров, поэтому его поставки продолжатся. Также не касается это продуктов питания. Под запрет попали в основном стройматериалы, цемент, металлы и ряд других важных для строительства и производства вещей. Власти региона намерены решать эту проблему несколькими путями.

Во-первых, давить на Литву, пытаясь заставить ее отказаться от шантажа области и России в целом. Через МИД России до властей Литвы попытаются довести мысль, что международный Договор о транзите грузов между частями России напрямую увязан с пунктом о признании границ двух государств. Нет транзита – нет признания…

Однако расчет на здравый смысл прибалтийской республики весьма сомнителен. Поэтому второй момент, над которым уже несколько месяцев работает руководство области, – разработка иных логистических маршрутов доставки грузов в Калининградскую область. «Понятно, что мы к подобного рода гадостям от наших соседей готовились», – сообщил Алиханов. По его словам, еще в начале года был построен и введен в действие паром, который перевозит грузы по Балтике – из Усть-Луги в Балтийск. Но в нынешних условиях его одного, конечно, мало. Поэтому «совместно с федеральным Минтрансом передислоцировали из других морей еще один сухогруз, который тоже курсирует по направлении Усть-Луга–Балтийск». Но и этого может быть недостаточно.

«Самый максимальный объем – это 7 судов до конца года», – считает губернатор области. По его словам, они есть на Балтике, «уже с некоторыми компаниями отработали, они готовы в течение пяти дней – недели поставить их на линию». Но тут есть другой немаловажный вопрос: этим судовым компаниям надо платить, и без помощи федерального центра не обойтись, поскольку, по приблизительным подсчетам, до конца года на это потребуется до 10 млрд.рублей. У скептиков сразу возник вопрос: а справится ли с нагрузкой порт Балтийска? Но, как заверили власти области, в случае необходимости паромы будут принимать и Калининградский морской торговый порт, и другие причальные стенки.

Проблемы могут быть с поставками товаров морем из Калининградской области в Россию: порт Усть-Луга довольно загружен. Но и здесь можно найти выход, ведь новый порт – не единственный на Балтике. Готовятся и ответные меры для Литвы. «В случае, если эти незаконные ограничения на перевозку товаров, не будут сняты, то будем предлагать федеральным властям принять соответствующие ответные меры, для того чтобы их действия не оставались без ответа», – сообщил Алиханов.

Отбрасывая в сторону никому не выгодный вариант с силовым захватом Сувлакского коридора – 100 км участка, проходящего по территории Литвы, – эксперты видят и другие методы воздействия. Среди возможных ответных мер – энергетическое эмбарго. Пока Литва входит в «энергетическое кольцо» БРЭЛЛ, объединяющее энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы. Прибалтика намеревается стать энергонезависимой к 2025 году. Можно устроить им показательные отключения уже сейчас. Для Литвы это будет означать веерные отключения и проблемы в экономике.

источник