Шахтерская площадь. Как это строили | Донецк: история, события, факты

рекламный банер

Шахтерская площадь, расположенная по улице Артема, завершает система центральных уличный ансамблей Донецка — здесь сходятся улицы Артема и Университетская, берет начало Киевский проспект. Какое-то время это была транспортная площадь. На ней располагался Северный автовокзал и транспортная развязка ул. Артема и Университетская. В ее застройке преобладают высотные здания новых БЦ Северный и ЖК Европейский, а так же проектных и научных институтов, возведенные в 70-е годы. Строительство площади длилось с начала 1960-х до 1967 года, когда на ней был установлен памятник «Слава шахтерскому труду» (скульп. К. И. Ракитнянский, архитектор П. И. Вигдергауз), являющийся композиционным центром площади. Этот монумент олицетворяет труд шахтерской столицы, он посвящен всем представителям почетной профессии горняков, которая в СССР была окружена вниманием и заботой. монумент «Слава шахтерскому труду».

Отличительной особенностью улиц Донецка советского периода являлось обилие деревьев, кустарников и, прежде всего, газонов. Шахтерская площадь при проектировании не была исключением. На улицах, примыкающих к площади, насаждения размещаются, вдоль широких зеленых полос, расположенных между проезжей частью, тротуаром и застройкой. При этом суммарная ширина зеленых полос, размещенных как в пределах красных линий, так и в отступах застройки, проектировалась в зависимости от категории улиц и дорог: для скоростных дорог и магистральных улиц они шире, а для жилых — уже. Наличие полос открытого грунта, засеянных газонами, создает благоприятные условия для роста и развития высаживаемых деревьев, кустарников и цветников, способствует аэрации городских территорий, смягчению температурных условий и повышению влажности воздуха в летние солнечные дни, во многом снижает запыленность среды.

Шахтерская площадь. Донецк, начало 1970-х

Шахтерская площадь. Донецк, начало 1970-х

Недавно мы рассказывали о планах изменения Шахтерской площади и о том, что из этого получилось. Сегодня пасмотрим фотографию этапа строительства. Фотография эта хранилась в моем архиве уже несколько лет. С первого взгляда ничем не примечательная стройка, коих в 1960-е по Донецку была масса. И так бы и пылилось он дальше, если бы не один счастливый случай. В недавно изданной книге Валерия Степкина о В.И. Дегтяреве я наткнулся на этот снимок. Из подписи следовало, что стройка эта не простая. Строили Шахтерскую площадь — одну из главных площадей Донецка.

Строительство Шахтерской площади

Строительство Шахтерской площади

Строительство Шахтерской площади

Строительство Шахтерской площади

Строительства Северного автовокзала было завершено в 1962 году. Причем, по мнению советских источников сделана это было уже на Шахтерской площади. Архитекторы В.Д. Проценко, В.3. Спусканюк, Г.И. Навроцкий, инженер А.Н. Булат работали над этим проектом. Здание автовокзала размещено у транспортной развязки на Шахтерской площади. В сторону улицы обращен главный фасад, а посадочные перроны находятся со стороны бокового фасада. Для облицовки здания были применены железные плитки с покрытием белоснежной эмалью, в результате чего фасады в процессе длительной эксплуатации (на 1983 год) не утратили своего первоначального цвета.

Монумент «Слава шахтерскому труду» появился на Шахтерской площади в 1967 году. Получается, что фото относится к этому промежутку: 1962-67 года. Причем, судя по весьма начальным этапам строительства на снимке, вполне резонно предположить, что сделан он ближе к началу этого временного интервала.

Присмотревшись, уже со знанием дела, к фотографии, можно легко узнать белое здание Северного автовокзала. Характерная форма «северных ворот» Донецка позволяет безошибочно установить место съемки. Очень похоже на то, что функционировать автовокзал начал еще до окончания строительства развязки, но утверждать не берусь.

Искренне надеемся на пополнение коллекции фотографий строительства Шахтерской площади. Как только это случится — вы узнаете об этом первыми.








 

 

 




-------